Дьявольская роскошь

Возврат на главную страницу

Монах Дом Периньон, по ошибке и недосмотру получивший "шипучий дьявольский напиток", и не подозревал, что его случайное открытие создаст славу Шампани и великим шампанским Домам. Произошло это триста лет назад, может, даже чуть раньше - первое упоминание о шампанском относится к 1718 году, но из текста следует, что оно уже было известно лет двадцать.

 

Вероятно, шампанисты до сих пор благодарят того, кому пришла в голову веселая мысль сделать из, казалось бы, простого вина с игриво искрящимися пузырьками, несущими в себе вкус и аромат винограда, предмет роскоши. Недаром многие самые известные шампанские Дома сейчас входят в известный концерн LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy) наряду с компаниями - производителями дорогой парфюмерии, часов, модной одежды и обуви - символов всего самого элегантного, изысканного и дорогого. Шампанское как никакое другое вино олицетворяет радость и праздник. Да и само таинство создания этого напитка придает ему исключительность и возвышенность. Взять хотя бы только одну операцию, которая проделывается после окончания вторичной ферментации вина в бутылках опытнейшими ремюерами шампанских Домов - неуловимыми, тончайшими движениями рук они должны так поворачивать бутылку, чтобы она, каждый раз сдвигаясь на 1/30 диаметра бутылки, через месяц-два совершила полный оборот вокруг своей оси и встала почти вертикально на пробку в специальном пюпитре для бутылок. Затем дегоржер, опять-таки с необычайной ловкостью, освободит пробку с осадком, и тогда уже шампанское будет окончательно закупорено и готово для продажи. Конечно же, владельцы Домов как только могут нахваливают свой продукт - он сделан из самых лучших сортов, собран с участков высшей категории, используется только кюве (сок первой выжимки), виноград собран в лучшие годы, называемые миллезимными, или винтажными. Кстати, один из известных винных критиков Роберт М. Паркер с легким сарказмом отмечает, что в последнее время Дома чуть ли не каждый год стали называть миллезимным, что дает им право повышать цену. И все же Паркер утверждает, что французское - самое лучшее шипучее вино в мире: сколько бы ни вкладывали денег бизнесмены Калифорнии, Италии или Испании, по качеству их шипучие вина не сравнятся с французскими. Трехсотлетняя история позволила довести процесс изготовления шампанского до вершин совершенства.

  Дьявольская роскошь

Говорят, в небольшой Шампани более 15 тысяч производителей виноградного вина. Однако не все они берутся за шампанское, у многих вино скупают негоцианты или шампанские Дома. Известных Домов также немало, только в две первые категории - "выдающиеся" и "прекрасные" - Роберт Паркер включает более 40 Домов, а дальше следуют еще два десятка "хороших". Более строгий шампанский критик Патрик Дюссер-Жербер в первые две категории включает 30 Домов. Все известные Дома представлены в России. Впрочем, мы, вероятно, не отказались бы и от менее знаменитых, но более приемлемых по цене шипучих вин, кои, как говорят специалисты, в изобилии производятся и в Шампани, и в других регионах Франции. Называются они игристыми, а не шампанскими, хотя делают их таким же классическим бутылочным способом. Российские торговцы в преддверии Нового года рассчитывают, что магия числа 2000 сделает свое дело: многие захотят отметить этот праздник по-особенному, изысканно и оригинально. И как тут обойтись без настоящего французского шампанского с такими аристократичными и ласкающими слух именами.

 

Moet & Chandon Это самый крупный Дом шампанских вин во Франции. Среди его знаменитых почитателей были маркиза де Помпадур, Наполеон, Николай II а также Рихард Вагнер и Сара Бернар. Самой продаваемой маркой Дома Moet & Chandon считается Brut Imperial. Достижением Дома, безусловно, является шампанское Dom Perignon, названное в честь монаха - создателя этого чудесного напитка. Это больше, чем визитная карточка Дома, это символ роскоши a la francaise. Dom Perignon изготавливается весьма ограниченным тиражом. А если урожай винограда кажется экспертам недостаточно блестящим (как, например, в 1991 году), они выносят решение не производить эту марку. Veuve Cliquot Ponsardin Есть такая байка: в 1815 году мадам Клико отнюдь не возмутил тот факт, что в ее подвалах хозяйничают русские офицеры. Расчетливая вдова спокойно ответила: "Русские? Пусть пьют. Расплачиваться будет вся Россия". Мадам была права - "кликовское" стало одним из самых популярных шампанских вин России XIX века. Проспер Мериме в 1852 году писал: "Мадам Клико упоила своим напитком всю Россию". Первое упоминание о поставках этого вина в Россию относится к 1780 году - корзина шампанского была отправлена некоему московскому купцу, проживавшему на Тверской. Но по-настоящему бурная деятельность развернулась в начале XIX века: благодаря настойчивости вдовы и ее компаньона Россия стала для фирмы одним из приоритетных рынков. И сейчас в России шампанское этого Дома - одно из самых известных и продаваемых. Самым престижным считается вино Le Grande Dame 1990. Самым коммерческим - всем знакомое своей желтой этикеткой Veuve Cliquot Ponsardin Brut.

 

Ruinart Свой секрет "вина, которое пенится" Периньон передал другу, монаху-бенедиктинцу Тьерри Рюинару, а тот в свою очередь - племяннику, который и стал основателем старейшего Дома шампанских вин во Франции, годом рождения которого считается 1729-й. В 1765 году Рюинар поставляет вино своему первому российскому клиенту - князю Николаю Васильевичу Репнину, генерал-фельдмаршалу и послу Екатерины Великой. В 1827 году Николай I приглашает Эдмонда Рюинара в Санкт-Петербург, и до 1840 года Рюинар является поставщиком Императорского Двора. Самым известным представителем Дома называют шампанское Dom Ruinart Blanc de Blancs 1990, признанное лучшим шампанским века. Самая коммерческая марка - "R" de Ruinart Brut.

 

Laurent-Perrier Франция XVII века... Правление Людовика ХIV - Короля-Солнце. Это время получило название Grand Sieclе - Великий Век. Такое же имя носит одна из самых престижных марок Дома Laurent-Perrier. Но настоящим открытием Дома считается созданное в 1968 году Cuvee Rose Brut - уникальное розовое шампанское, произведенное нетрадиционным методом. Обычно, чтобы получить розовый цвет, на этапе брожения в белое вино добавляется красное. А Cuvee Rose Brut натуральный розовый цвет придает мезга (кожица) винограда Pinot Noir, которую оставляют на время брожения вина. Два года назад в одном из московских ресторанов всю гамму шампанских вин Дома представила Александра Перейре де Нонанкур, дочь президента и владельца компании. Среди них и самая продаваемая марка Дома - Laurent-Perrier Brut.

  Дьявольская роскошь

Louis Roederer История создания самой престижной марки Дома - Cristal - связана с Россией. Император Александр II, слывший ценителем тонких вин, откушав десятки их сортов, отправил своего винодела в Шампань, в Дом Louis Roederer, дабы тот совместно с тамошними специалистами разработал рецепт шампанского, соответствующего августейшему вкусу. Так в 1876 году появилось шампанское Cuvee du Tsar. Александр решил, что сей божественный напиток не должен быть заключен в прозаическое стекло, а достоин хрустального сосуда. И шампанское было переименовано в Cristal. Хрустальные сосуды, в память о прихоти русского императора, сменили прозрачные бутылки, на которых и по сей день сохраняется российский герб с экзотической нонпарелью "Поставщик Двора...". Самой популярной маркой Дома является Brut Premier.

 

Pol Roger "Я не могу жить без шампанского. При победе я заслужил его, а при поражении я нуждаюсь в нем", - говорил Уинстон Черчилль. Шампанское Pol Roger урожаев 1928-го и 1934 года стало постоянным спутником Черчилля: оно подавалось и в правительственной резиденции на Даунинг-стрит, 10, и во время зарубежных поездок премьер-министра. В 1952 году, когда Черчилль попробовал Brut 1947 года, он попросил, чтобы компания зарезервировала для него всю партию этого урожая, чтобы он мог наслаждаться им до конца жизни. Его просьба была исполнена. После смерти Черчилля все шампанское фирмы, поставляемое в Великобританию, имело этикетки с черной каймой. С согласия семьи с 1984 года стало производиться престижнейшее шампанское Pol Roger - Cuvee Sir Winston Churchil 1988. В Россию поставляется несколько марок шампанского Pol Roger.

 

Bollinger Марки Дома Bollinger неизменно занимают первые строчки авторитетнейших рейтингов французских шампанских Домов и марок. Дом Bollinger, основанный в 1829 году, один из немногих на 70% обеспечивает себя виноградом с собственных участков. В отличие от других Домов Bollinger делает всего две смеси: для Special Cuvee используется урожай текущего года с лучших участков с добавлением резервных вин, для Grande Annee - виноград с лучших участков и только в удачный год (это шампанское винтажное). Марка RD - логическое продолжение Grande Annee, только выдерживается оно гораздо дольше, при этом более длительный, чем обычно, контакт вина с осадком на дне дает ему необычные полноту и аромат. Bollinger выпускает еще одно уникальное шампанское - Vieilles Vignes Francaises, виноград для него собирается с очень маленьких участков, не пострадавших от филлоксеры. Это шампанское производится в небольших количествах и по сути является "музейным" образцом старого шампанского вина. Bollinger - любимое шампанское Джеймса Бонда. Несмотря на то что происходит оно из Франции, по характеру оно очень даже английское - стильное и уравновешенное. Одним словом - cool.

 

Piper Heidsieck Шампанское этого Дома отличается от своих классически элегантных и утонченных собратьев. Во всем мире Piper Heidsieck - символ молодости и энергии, дерзости и провокации. Следуя своему собственному стилю, Дом несколько лет назад изменил серому и желтоватому цвету традиционных этикеток и отдал предпочтение вызывающему и несколько агрессивному красному. Неудивительно, что Дом сотрудничает с известным своей экстравагантностью кутюрье Жан-Полем Готье. Piper Heidsieck любит шоу-бизнес, а тот отвечает ему взаимностью. Дом - неизменный спонсор Каннского кинофестиваля. Это шампанское предпочитают многие голливудские дивы, может быть, еще и потому, что оно было самым любимым напитком Мэрилин Монро.

 

Charles Heidsieck Charles Heidsieck - более старый Дом, чем Piper. Говорят, что его подвалам в Реймсе более двух тысяч лет. Он в отличие от своего дальнего родственника - хранитель традиций и классики. В последние годы его марки не раз завоевывали престижные награды. Год на бутылке шампанского Charles Heidsieck означает год закладки бутылки на выдержку. Эта технология называется mis en cave en. Букет этому шампанскому придает смесь молодых и старых вин. Одно из лучших шампанских Дома - Blanc de blancs, приготовленное из лучшего Шардоннэ.

   
 

Галина Костина
источник: журнал "Вещь"

Hosted by uCoz